Щ-211
Светлой памяти моряков-подводников посвящается.
В сентябре 2000 года в 8 милях юго-восточнее города Варна болгарские дайверы обнаружили затонувшую подводную лодку времен Второй мировой войны. О находке стало известно военным, и в 2003 году затонувшую подлодку обследовала поисковая экспедиция Черноморского флота. В находке опознали легендарную Щ-211, советскую субмарину, пропавшую в этом районе в ноябре 1941 года.
Подводную лодку Щ-211 называли удачливой. Именно она в августе 1941-го года открыла счет боевым победам Черноморского флота в Великой Отечественной войне. Выполняя боевые задачи, Щ-211 не раз удавалось благополучно уходить от преследования самолётов и кораблей охранения, обходить минные ловушки.
01. Щ-211 построена по проекту "Щ" ("Щука") серии X.
Щ-211 была заложена в 1934 году в Николаеве и ровно через два года спущена на воду. 5 мая 1938 года подлодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота. В первый день войны корабль принял под своё командование старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Александр Данилович Девятко. Уже 6 июля 1941 года Щ-211 вышла в свой первый боевой поход к мысу Эмине (Болгария), но кораблей и судов противника не встретила и 25 июля вернулась на базу в Севастополь.
02.Щ-211(*) в надводном положении.
03. Мостик подводной лодкиЩ-211(**).
04. Черноморские «Щуки» X серии.
Результативным оказался второй поход "Щуки". 5 августа Щ-211 снова вышла на дежурство. В ночь с 11 на 12 августа в условиях шторма и кромешной тьмы, рискуя напороться на мины, подлодка скрытно высадила на берег в районе устья реки Камчия группу из 14 болгарских коммунистов во главе с Цвятко Родойновым. Затем Щ-211 заняла позицию к югу от мыса Эмине. 15 августа подводники обнаружили румынский транспорт "Пелес", следовавший из болгарского Бургаса в румынский порт Констанца с военным грузом на борту, и атаковали его двумя торпедами. Через 30 секунд после пуска торпед на лодке зафиксировали взрыв, а через полчаса командир "Щуки" в перископ наблюдал выброшенный на мель транспорт. Уничтожение "Пелеса" стало первой победой Черноморских флота в Великой отечественной войне - выдающийся успех!
05. Схема атаки Щ-211 15.08.1941 г.
06. Румынский транспорт "Пелес", уничтоженный подводной лодкой Щ-211.
Уже на следующий день в районе мыса Кацан Щ-211 атаковала конвой, состоящий из румынского транспорта "Каварна" и болгарского "Царь Фердинанд" под охраной миноносца. Единственная выпущенная торпеда прошла мимо цели. Субмарину обнаружили. Сопровождавший конвой миноносец и подлетевшие болгарские самолеты начали преследование "Щуки", но оно закончилось безрезультатно. 24 августа Щ-211 благополучно вернулась на базу в Севастополь, завершив свой второй боевой поход.
Пройдя навигационный ремонт и докование, 21 сентября 1941 года Щ-211 вновь направилась в район мыса Эмине. 29 сентября у устья реки Камчия подлодка обнаружила большой конвой кораблей противника - танкер и два транспорта в охранении двух миноносцев и шести сторожевых катеров. Выйдя на боевой курс, Щ-211 из подводного положения торпедой атаковала итальянский танкер "Суперга", следовавший с грузом бензина и нефти. Дистанция выстрела составляла всего 1,5-2 кабельтова, и через 20 секунд на лодке ощутили сильный взрыв. Атака была произведена так искусно, что болгарские сторожевые катера, охранявшие конвой, даже не обнаружили подводную лодку, посчитав, что танкер подорвался на мине. Спустя полчаса после атаки командир подводной лодки через перископ сфотографировал ее результат. Взрыв торпеды расколол танкер на две части, одна из них частично осталась на плаву. На следующий день 30 сентября подводники предприняли попытку разрушить торпедами корпус полузатонувшего танкера, но были обнаружены болгарским сторожевым катером. Сторожевик сбросил на подлодку 5 глубинных бомб, но "Щука" снова благополучно ускользнула от преследования. Вечером того же дня, вернувшись, Щ-211 двумя торпедами окончательно разрушила останки танкера.
07. Танкер "Суперга", уничтоженный подводной лодкой Щ-211.
08. Схема атаки Щ-211 29.09.1941.
09. Полузатопленный танкер "Суперга" - снимок, сделанный через перископ Щ-211.
За уничтожение двух крупных транспортов противника командир Щ-211 капитан-лейтенант Александр Девятко был награжден орденом Красного Знамени. Но получить заслуженную награду отважному командиру не пришлось. 14 ноября 1941 года Щ-211 вышла в свой четвёртый боевой поход в район Варны, из которого не вернулась.
Точное место гибели подлодки долгое время оставалось неизвестным. 44 члена экипажа Щ-211, ушедшие в последний поход, считались пропавшими без вести. 11 сентября 2000 года болгарские дайверы Динко Матеев и Владимир Стефанов во время ловли рапанов случайно наткнулись на затонувшую подводную лодку. Находкой заинтересовались военные в Севастополе. В главный штаб ВМС Болгарии был отправлен запрос. Организованный болгарской стороной предварительный наружный осмотр затонувшей подлодки показал: найдена советская подводная лодка типа "Щ", почти аналогичная подлодке Щ-204, обнаруженной в 1983 году в 20 милях от Варны.
10. Затонувшая Щ-211 на дне. Фотографии сделаны болгарскими аквалангистами.
11.
С большой степенью достоверности это могла быть Щ-211, так как другие "Щуки", пропавшие в этом районе, уже были обнаружены и идентифицированы ранее. В июле 2003 года к месту гибели подводной лодки прибыла поисковая экспедиция Черноморского флота в составе спасательного судна "Эпрон" и киллекторного судна "КИЛ-158". При обследовании затонувшей подлодки были зафиксированы серьёзные разрушения её корпуса: первый отсек субмарины полностью оторван и находится в 150 метрах от остального корпуса, второй отсек частично разрушен, все остальные также имеют повреждения; легкий корпус ходовой рубки полностью уничтожен, в отсеках 4 и 7 открыты люки, верхняя крышка рубочного люка отсутствует, кормовое орудие вместе с площадкой отсутствует. На поверхность были подняты 28 предметов, включая 45-мм орудие, гребной винт, советскую каску и т. п. Проникнуть внутрь корпуса не удалось. Никаких документов, идентифицирующих лодку, к сожалению, не обнаружили. Тем не менее, серийные номера на извлечённых на поверхность артиллерийской установке и гребном винте не оставили сомнений - в точке 42° 53′ 39″ N, 28° 3′ 30.66″ покоится Щ-211.
12. Фотографии экспедиции 2003 года. Щ-211 под водой, орудие.
13. Каска.
14. Поднятое 45-мм орудие очищают от ракушек и мусора.
15. 45-мм орудие на борту судна "Эпрон".
16. Гребной винт Щ-211.
Точная причина гибели Щ-211 до сих пор не установлена. По официальной советской версии, подлодка подорвалась на мине UMA заграждения S-18, выставленного румынским минным заградителем "Дакия". Однако, после обнаружения лодки эта версия была подвергнута сомнению - мина весом в 30 кг вряд ли могла нанести лодке столь существенный ущерб.
Более правдоподобной представляется версия, возникшая в результате исследовательской работы, проведённой болгарскими энтузиастами. 14 ноября 1941 года Щ-211 обнаружила румынский минный заградитель "Принц Карол", следовавший курсом на Варну. Первая атака подводников оказалась неудачной. Обнаружив след торпеды, командир румынского корабля сообщил о нападении на немецкий военный аэродром, базировавшийся в районе Варненского озера. Но ему это не помогло: вторым залпом со "Щуки" "Принц Карол" был отправлен на дно. Уничтожив вражеский корабль, командир подлодки дал приказ на всплытие, и Щ-211 в надводном положении на максимальной скорости начала уходить в юго-восточном направлении. Но на этот раз удача отвернулась от подводников. В трёх милях от затонувшего "Принца Карола" немецкий самолет настиг "Щуку". Сброшенные им бомбы сильно повредили корпус лодки, и она затонула. На следующий день штормовые волны выбросили на берег у села Шкорпиловцы обезображенное тело советского моряка с обмотанным вокруг шеи разбитым биноклем. При нём были обнаружены документы на имя старшего помощника командира Щ-211 Павла Романовича Борисенко.
17. Минный заградитель "Принц Карол".
Единственная нестыковка болгарской версии - расхождение в датах. По документам, 14.11.1941 "Щ-211" вышла в поход из Туапсе. В тот же день оказаться у болгарских берегов она никак не могла. Но кто сейчас может поручиться, что в документах не могла закрасться неточность? Немецкие лётчики именно 14 ноября зафиксировали факт потопления советской подлодки.
18. Тонущий "Принц Карол" - работа Щ-211? На фотографии дата 13.11.1941.
И в завершение, наконец, пора сказать, почему я сегодня публикую информацию о героической Щ-211. Ну, во-первых, приближается День Победы, это понятно. А во-вторых, на этой подлодке воевал и погиб вместе со всем её экипажем брат моей бабушки Топорков Михаил Иванович. На Щ-211 он был рулевым.
19. Топорков Михаил Иванович, карточка.
20. Именной список безвозвратных потерь личного состава ПЛ Щ-211 (Топорков Михаил Иванович - №12 в списке).
Кстати, о качестве оформления документов. Расшифрую надписи в карточке. Уроженец Мордовск. АССР д. Белеклва. На самом деле деревня называется Беликово, или полностью Беликовские Выселки. Кем призван: Туршанск. РВК. По всей видимости, призван Михаил Иванович был Пурдошанским райвоенкоматом.
Похоже, что ставить точку в истории Щ-211 ещё рано. Белые пятна в её истории, как видим, всё ещё остаются.
При подготовке публикации были использованы материалы:
Последний час "Щуки"
Щ-211 подводная лодка X серии
Щ-211 тип "Щ" X-серии
Подводная лодка Щ-211
Definitive list of Black Sea Fleet submarines
Тайната Щ–211
P. S. Update от 11.05.2014.
При подготовке этой статьи я, естественно, пользовался материалами, которые нашёл в сети Интернет. К сожалению, в Интернете, бывает, печатается непроверенная информация, которая затем тиражируется и искажает реальные факты. В частности мне сделали обоснованные замечания относительно двух фотографий. Считаю нужным эти замечания здесь опубликовать.
* На фотографии 2, скорее всего, изображена подводная лодка Щ-209, о чём говорит установленный на носу сетепрорезатель. Фотография Щ-209 из Википедии с видимым номером лодки также говорит в пользу этой версии.
** На фотографии 3 номер на борту подлодки выглядит неестественно, как будто он сделан в графическом редакторе. Подводная лодка, изображённая на снимке, скорее всего "Щука" X-ой серии, но не обязательно Щ-211.
В сентябре 2000 года в 8 милях юго-восточнее города Варна болгарские дайверы обнаружили затонувшую подводную лодку времен Второй мировой войны. О находке стало известно военным, и в 2003 году затонувшую подлодку обследовала поисковая экспедиция Черноморского флота. В находке опознали легендарную Щ-211, советскую субмарину, пропавшую в этом районе в ноябре 1941 года.
Подводную лодку Щ-211 называли удачливой. Именно она в августе 1941-го года открыла счет боевым победам Черноморского флота в Великой Отечественной войне. Выполняя боевые задачи, Щ-211 не раз удавалось благополучно уходить от преследования самолётов и кораблей охранения, обходить минные ловушки.
01. Щ-211 построена по проекту "Щ" ("Щука") серии X.
Щ-211 была заложена в 1934 году в Николаеве и ровно через два года спущена на воду. 5 мая 1938 года подлодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота. В первый день войны корабль принял под своё командование старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Александр Данилович Девятко. Уже 6 июля 1941 года Щ-211 вышла в свой первый боевой поход к мысу Эмине (Болгария), но кораблей и судов противника не встретила и 25 июля вернулась на базу в Севастополь.
02.
03. Мостик подводной лодки
04. Черноморские «Щуки» X серии.
Результативным оказался второй поход "Щуки". 5 августа Щ-211 снова вышла на дежурство. В ночь с 11 на 12 августа в условиях шторма и кромешной тьмы, рискуя напороться на мины, подлодка скрытно высадила на берег в районе устья реки Камчия группу из 14 болгарских коммунистов во главе с Цвятко Родойновым. Затем Щ-211 заняла позицию к югу от мыса Эмине. 15 августа подводники обнаружили румынский транспорт "Пелес", следовавший из болгарского Бургаса в румынский порт Констанца с военным грузом на борту, и атаковали его двумя торпедами. Через 30 секунд после пуска торпед на лодке зафиксировали взрыв, а через полчаса командир "Щуки" в перископ наблюдал выброшенный на мель транспорт. Уничтожение "Пелеса" стало первой победой Черноморских флота в Великой отечественной войне - выдающийся успех!
05. Схема атаки Щ-211 15.08.1941 г.
06. Румынский транспорт "Пелес", уничтоженный подводной лодкой Щ-211.
Уже на следующий день в районе мыса Кацан Щ-211 атаковала конвой, состоящий из румынского транспорта "Каварна" и болгарского "Царь Фердинанд" под охраной миноносца. Единственная выпущенная торпеда прошла мимо цели. Субмарину обнаружили. Сопровождавший конвой миноносец и подлетевшие болгарские самолеты начали преследование "Щуки", но оно закончилось безрезультатно. 24 августа Щ-211 благополучно вернулась на базу в Севастополь, завершив свой второй боевой поход.
Пройдя навигационный ремонт и докование, 21 сентября 1941 года Щ-211 вновь направилась в район мыса Эмине. 29 сентября у устья реки Камчия подлодка обнаружила большой конвой кораблей противника - танкер и два транспорта в охранении двух миноносцев и шести сторожевых катеров. Выйдя на боевой курс, Щ-211 из подводного положения торпедой атаковала итальянский танкер "Суперга", следовавший с грузом бензина и нефти. Дистанция выстрела составляла всего 1,5-2 кабельтова, и через 20 секунд на лодке ощутили сильный взрыв. Атака была произведена так искусно, что болгарские сторожевые катера, охранявшие конвой, даже не обнаружили подводную лодку, посчитав, что танкер подорвался на мине. Спустя полчаса после атаки командир подводной лодки через перископ сфотографировал ее результат. Взрыв торпеды расколол танкер на две части, одна из них частично осталась на плаву. На следующий день 30 сентября подводники предприняли попытку разрушить торпедами корпус полузатонувшего танкера, но были обнаружены болгарским сторожевым катером. Сторожевик сбросил на подлодку 5 глубинных бомб, но "Щука" снова благополучно ускользнула от преследования. Вечером того же дня, вернувшись, Щ-211 двумя торпедами окончательно разрушила останки танкера.
07. Танкер "Суперга", уничтоженный подводной лодкой Щ-211.
08. Схема атаки Щ-211 29.09.1941.
09. Полузатопленный танкер "Суперга" - снимок, сделанный через перископ Щ-211.
За уничтожение двух крупных транспортов противника командир Щ-211 капитан-лейтенант Александр Девятко был награжден орденом Красного Знамени. Но получить заслуженную награду отважному командиру не пришлось. 14 ноября 1941 года Щ-211 вышла в свой четвёртый боевой поход в район Варны, из которого не вернулась.
Точное место гибели подлодки долгое время оставалось неизвестным. 44 члена экипажа Щ-211, ушедшие в последний поход, считались пропавшими без вести. 11 сентября 2000 года болгарские дайверы Динко Матеев и Владимир Стефанов во время ловли рапанов случайно наткнулись на затонувшую подводную лодку. Находкой заинтересовались военные в Севастополе. В главный штаб ВМС Болгарии был отправлен запрос. Организованный болгарской стороной предварительный наружный осмотр затонувшей подлодки показал: найдена советская подводная лодка типа "Щ", почти аналогичная подлодке Щ-204, обнаруженной в 1983 году в 20 милях от Варны.
10. Затонувшая Щ-211 на дне. Фотографии сделаны болгарскими аквалангистами.
11.
С большой степенью достоверности это могла быть Щ-211, так как другие "Щуки", пропавшие в этом районе, уже были обнаружены и идентифицированы ранее. В июле 2003 года к месту гибели подводной лодки прибыла поисковая экспедиция Черноморского флота в составе спасательного судна "Эпрон" и киллекторного судна "КИЛ-158". При обследовании затонувшей подлодки были зафиксированы серьёзные разрушения её корпуса: первый отсек субмарины полностью оторван и находится в 150 метрах от остального корпуса, второй отсек частично разрушен, все остальные также имеют повреждения; легкий корпус ходовой рубки полностью уничтожен, в отсеках 4 и 7 открыты люки, верхняя крышка рубочного люка отсутствует, кормовое орудие вместе с площадкой отсутствует. На поверхность были подняты 28 предметов, включая 45-мм орудие, гребной винт, советскую каску и т. п. Проникнуть внутрь корпуса не удалось. Никаких документов, идентифицирующих лодку, к сожалению, не обнаружили. Тем не менее, серийные номера на извлечённых на поверхность артиллерийской установке и гребном винте не оставили сомнений - в точке 42° 53′ 39″ N, 28° 3′ 30.66″ покоится Щ-211.
12. Фотографии экспедиции 2003 года. Щ-211 под водой, орудие.
13. Каска.
14. Поднятое 45-мм орудие очищают от ракушек и мусора.
15. 45-мм орудие на борту судна "Эпрон".
16. Гребной винт Щ-211.
Точная причина гибели Щ-211 до сих пор не установлена. По официальной советской версии, подлодка подорвалась на мине UMA заграждения S-18, выставленного румынским минным заградителем "Дакия". Однако, после обнаружения лодки эта версия была подвергнута сомнению - мина весом в 30 кг вряд ли могла нанести лодке столь существенный ущерб.
Более правдоподобной представляется версия, возникшая в результате исследовательской работы, проведённой болгарскими энтузиастами. 14 ноября 1941 года Щ-211 обнаружила румынский минный заградитель "Принц Карол", следовавший курсом на Варну. Первая атака подводников оказалась неудачной. Обнаружив след торпеды, командир румынского корабля сообщил о нападении на немецкий военный аэродром, базировавшийся в районе Варненского озера. Но ему это не помогло: вторым залпом со "Щуки" "Принц Карол" был отправлен на дно. Уничтожив вражеский корабль, командир подлодки дал приказ на всплытие, и Щ-211 в надводном положении на максимальной скорости начала уходить в юго-восточном направлении. Но на этот раз удача отвернулась от подводников. В трёх милях от затонувшего "Принца Карола" немецкий самолет настиг "Щуку". Сброшенные им бомбы сильно повредили корпус лодки, и она затонула. На следующий день штормовые волны выбросили на берег у села Шкорпиловцы обезображенное тело советского моряка с обмотанным вокруг шеи разбитым биноклем. При нём были обнаружены документы на имя старшего помощника командира Щ-211 Павла Романовича Борисенко.
17. Минный заградитель "Принц Карол".
Единственная нестыковка болгарской версии - расхождение в датах. По документам, 14.11.1941 "Щ-211" вышла в поход из Туапсе. В тот же день оказаться у болгарских берегов она никак не могла. Но кто сейчас может поручиться, что в документах не могла закрасться неточность? Немецкие лётчики именно 14 ноября зафиксировали факт потопления советской подлодки.
18. Тонущий "Принц Карол" - работа Щ-211? На фотографии дата 13.11.1941.
И в завершение, наконец, пора сказать, почему я сегодня публикую информацию о героической Щ-211. Ну, во-первых, приближается День Победы, это понятно. А во-вторых, на этой подлодке воевал и погиб вместе со всем её экипажем брат моей бабушки Топорков Михаил Иванович. На Щ-211 он был рулевым.
19. Топорков Михаил Иванович, карточка.
20. Именной список безвозвратных потерь личного состава ПЛ Щ-211 (Топорков Михаил Иванович - №12 в списке).
Кстати, о качестве оформления документов. Расшифрую надписи в карточке. Уроженец Мордовск. АССР д. Белеклва. На самом деле деревня называется Беликово, или полностью Беликовские Выселки. Кем призван: Туршанск. РВК. По всей видимости, призван Михаил Иванович был Пурдошанским райвоенкоматом.
Похоже, что ставить точку в истории Щ-211 ещё рано. Белые пятна в её истории, как видим, всё ещё остаются.
При подготовке публикации были использованы материалы:
Последний час "Щуки"
Щ-211 подводная лодка X серии
Щ-211 тип "Щ" X-серии
Подводная лодка Щ-211
Definitive list of Black Sea Fleet submarines
Тайната Щ–211
P. S. Update от 11.05.2014.
При подготовке этой статьи я, естественно, пользовался материалами, которые нашёл в сети Интернет. К сожалению, в Интернете, бывает, печатается непроверенная информация, которая затем тиражируется и искажает реальные факты. В частности мне сделали обоснованные замечания относительно двух фотографий. Считаю нужным эти замечания здесь опубликовать.
* На фотографии 2, скорее всего, изображена подводная лодка Щ-209, о чём говорит установленный на носу сетепрорезатель. Фотография Щ-209 из Википедии с видимым номером лодки также говорит в пользу этой версии.
** На фотографии 3 номер на борту подлодки выглядит неестественно, как будто он сделан в графическом редакторе. Подводная лодка, изображённая на снимке, скорее всего "Щука" X-ой серии, но не обязательно Щ-211.
Комментарии
Комментарии Blogger
Отправить комментарий